Программа подготовки шахматных тренеров I-III уровней

Скачать программу

I уровень программы:
Объём: 30 часов.
Слушатели: Учителя общеобразовательных школ, тренеры клубов подготовки начинающих и их помощников.
Цели:
Тренер должен:
- понимать роль шахмат и их возможности в педагогическом процессе воспитания личности ребенка;
- понимать элементы психологии памяти человека и использовать их при планировании занятий;
- обладать необходимым начальным запасом шахматных знаний и правил игры;
- понимание значения мотивации при обучении начинающих;
- знать основы компьютеризации и уметь использовать шахматные компьютерные программы.

Темы:
1. Взаимосвязь шахмат с психологией и педагогикой. Шахматы как часть человеческой культуры (2 часа).
2. Шахматы и память (6 часов):
2.1. Виды памяти (2 часа).
2.2. Исследования памяти в шахматах (2 часа).
2.3. Периоды развития ребенка и его памяти (2 часа).
3. Совершенствование педагогического мастерства (12 часов):
3.1. Приобретение опыта самостоятельного проведения занятий:
- специфика проведения занятий с начинающими;
- педагогические приемы, способствующие творческому усвоению материала и развитию мышления детей (4 часа).
3.2. Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых тренеру по шахматам:
- обучение начинающих ходам пешек и фигур;
- использование занимательного материала для объяснения нотации и геометрии шахматной доски;
- король с пешкой против короля, оппозиция;
- обучение элементам теории (4 часа);
- работа с документацией;
- составление конспекта одного занятия, цикла занятий;
- ведение личного дневника тренировок (4 часа).
3.3. Психолого-педагогические основы деятельности тренера по шахматам (4 часа):
- тренер как педагог и воспитатель;
- содержание деятельности тренера по шахматам (2 часа);
- творческая система «тренер – ученик», функции тренера (обучение, учет, контроль, планирование, организация, совершенствование) (2 часа).
4. Шахматный Кодекс и правила игры (2 часа).
5. Организация и проведение шахматных соревнований (2 часа).
6. Современные обучающие, контролирующие и информационные компьютерные программы, шахматный инвентарь (2 часа).

Рекомендуемая литература:
1. Гурвич П.С. Психология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1999.
2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом, Физкультура и спорт, 1986.
3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М. Издательство «Институт практической психологии» 1996.
4. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества, М. Физкультура и спорт, 1981.
5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М. Просвещение, 1976.
6. Новые правила ФИДЕ (действуют с июля 1997 г.)/
7. Артамонов В.А., Дубов Э.Л. Шахматы: организация и судейство. М. 1998.
8. Шахматные программы: „Chess Assistant“, „Chess Base“, „Fritz“.

II уровень программы:
Объём: 50 часов.
Слушатели: выполнившие требования 1 уровня программы подготовки и ходатайствующие о выполнении 2 уровня.
Цели:
Тренер должен знать:
- историю шахмат;
- начальную теорию дебютов;
- место и значение шахмат в системе физического воспитания;
- основы компьютеризации;
- структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности тренера;
- принципы стратегии и тактики шахмат.
Тренер должен уметь и владеть:
- методикой начального обучения детей;
- шахматными программами;
- показать основные стратегические идеи из наиболее часто применяемых дебютов;
- применять основные принципы,формы, методы и средства спортивного отбора в шахматах;
- дать характеристику технической, тактической, психологической и физической подготовке шахматиста.

Темы:
1. Шахматы в системе физического воспитания общества (2 часа).
2. История шахмат (4 часа).
3. Теория дебюта, стратегия и тактика середины игры, техника эндшпиля (12 часов):
3.1. Теория дебюта (4 часа).
3.2. Стратегия и тактика середины игры (4 часа).
3.3. Техника эндшпиля (4 часа).
4. Методика обучения и педагогическое мастерство (22 часа):
4.1. Организация процесса обучения (6 часов).
4.2. Психолого-педагогические основы деятельности тренера по шахматам (4 часа).
4.3. Совершенствование счетно-тактического мастерства (4 часа).
4.4. Основные средства тренировки шахматиста и методы их применения (4 часа).
4.5. Особенности методики спортивной тренировки в группах различной квалификации (4 часа).
5. Применение технических средств обучения (4 часа).
6. Прогнозирование спортивных результатов (2 часа).
7. Медико-биологические и психологические аспекты спортивного отбора (4 часа).

Рекомендуемая литература:
1. Sporditeooria. Jaak Loko, 1996.
2. С шахматами через века и страны, Е.Гижицкий, Варшава, 1958.
3. Paul Kerese maleülikool, J.Neustadt, Tartu, 1982.
4. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Секреты дебютной подготовки, Харьков, 1996.
5. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Техника в шахматной игре, Харьков, 1996.
6. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Развитие творческого мышления шахматиста, Харьков, 1997.
7. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки тренеров по шахматам. М. 1986.
8. А.Нимцович. Моя система, М. 1984.

III уровень программы:
Объём: 50 часов.
Слушатели: выполнившие требования 2 уровня программы подготовки и ходатайствующие о выполнении 3 уровня.
Цели:
Тренер:
- обладает углубленными знаниями в области теории дебюта, в стратегии и тактике середины игры и технике эндшпиля;
- умеет координировать различные методы и методики в совершенствовании спортивного мастерства шахматиста;
- владеет методикой обучения и педагогическим мастерством;
- понимает медико-биологические и психологические проблемы шахматного спорта.

Tемы:
1. Совершенствование спортивного мастерства шахматиста (30 часов):
- использование классического шахматного наследия в учебно-тренировочном процессе;
- совершенствование позиционного мастерства;
- использование шахматного творчества чемпионов мира XIX-XX в.в. в обучении шахматам.
2. Методика обучения и педагогическое мастерство (20 часов):
- приобретение знаний, умений и навыков, необходимых тренеру по шахматам;
- психолого-педагогические основы деятельности тренера-преподавателя по шахматам;
- теория и система отбора в шахматах;
- особенности подготовки шахматистов в спортивных школах и клубах;
- проведение занятий с шахматистами старших разрядов;
- практика в составлении индивидуальных планов подготовки шахматистов с учетом этапов и периодов тренировки.
3. Медико-биологические и психологические проблемы шахматного спорта (10 часов):
- медико-биологические и психологические факторы в игре шахматистов;
- медико-биологические и психологические основы подхода к шахматам с учетом возраста;
- медико-биологические и психологические аспекты спортивного отбора;
- медико-биологические особенности женского спорта;
- медико-биологический и психологический контроль за эффективностью тренировки и состоянием здоровья.
4. Научное и материально-техническое обеспечение шахматного спорта (5 часов):
- спортивные сооружения для игры в шахматы;
- организация и проведение учебно-тренировочных сборов;
- международная и национальная системы шахматной классификации;
- научное и материально-техническое обеспечение в шахматном спорте.
5. Организация и судейство шахматных соревнований (5 часов):
- шахматный кодекс и международные правила игры;
- организация и судейство национальных и международных соревнований.

Рекомендуемая литература:
1. Sporditeooria. J.Loko, 1996.
2. Noorsportlase terviseuuringud. Leena Annus, 2000.
3. Spordimeditsiini rakenduslikud alused. Anatoli Landõr, Jaak Maaroos, Toomas Karu, Aalo Eller, 1997.
4. Kehalise võimekuse testimine spordimeditsiinis. Anatoli Landõr, Jaak Maaroos, 1999.
5. Неверкович С.Д., Хозяинов Г.И., Андриади И.П. Основы обучения и воспитания.,М. Изд-во РГАФК, 1997.
6. Котов А.А. Тайны мышления шахматиста. М. ФиС 1982.
7. Артамонов В.А., Дубов Э.Л. Шахматы:организация и судейство. М., 1998.
8. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. Учебное пособие для высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа, М. 1986.
9. Шахматы – школе /Сост. Гершунский А.Н. А.Н.Костьев/ М. Педагогика, 1991.
10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М., ФиС 1977.
11. Полгар Ласло. Методические особенности подготовки и воспитания высококвалифицированных шахматисток в условиях семьи.
12. Савин П.И. Комбинации в творчестве чемпионов мира по шахматам. Кишинев, «Дебют», 1992.
13. Теория и методика физического воспитания /под ред. Матвеева Л.П./ М., 1994.
14. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники. / от Стейница до Карпова, тт 1-5/ М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
15. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Позиционная игра. Харьков, «Фолио», 1997.
16. Алексеев Н.Г. , Злотник Б.А. Проблемы отбора юных перспективных шахматистов., М. ГЦОЛИФК, 1984.
17. Эйве М. Стратегия и тактика, Курс шахматных лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
18. Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы., М.,ФиС, 1-4 тома.
19. Котов А.А. Шахматное наследие Алехина., т.1., М., ФиС, 1982.
20. Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахмат., М., ФиС, 1958.
21. Нимцович А.И. Моя система. Блокада. Моя система на практике. М., 1984.

Яндекс.Метрика
© 2011-2018 Коломенский шахматный клуб имени Анатолия Карпова. Все права защищены.
При использовании материалов сайта активная ссылка на kolomna-chess.ru обязательна.